Что и куда отправляем? Поставки российских товаров за рубеж резко выросли

За 8 месяцев этого года российский экспорт несырь­евых неэнергетических товаров вырос на 45% в годовом выражении и составил рекордные для этого срока 121,8 ­млрд долл.

Новый скачок

Прежде самый высокий показатель был зафиксирован в 2018 г.: 93,4 ­млрд долл. А в 2020-м на фоне пандемийных ограничений он был немного меньше – 84,1 ­млрд долл.

Правда, итоговый результат года превысил результаты и 2018-го, и 2019-го: 161,3 ­млрд долл. против 154,3 млрд и 155,1 ­млрд долл. соответ­ственно.

И вот новый скачок. Отчасти он объясняется восстановлением спроса, в частности, на продукцию машиностроения и по­требительские товары.

Однако не будем забывать, что это показатели в денежном выражении. А мы знаем, сколь существенно на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, выросли мировые цены – особенно на металлы и изделия из них, древесину, удобрения и нефтехимию. Соответственно и рост по этим направлениям автоматически стал высоким.

Так, в денежном выражении заметно выросли поставки за рубеж наших алюминия и стали, меди и пиломатериалов. Наибольшая доля экспорта, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), приходится на металлопродукцию (30,4%), товары химической промышленности (18,1%) и машиностроения (17,1%).

Плюс к этому пандемия повысила спрос на лекар­ства, бумажную и пластиковую ­тару. Поставки продовольствия тоже растут и занимают сейчас весьма приличную долю в общем объёме экспорта – 16,2%.

Что касается стран, с которыми у российских экспортёров налажены хорошие контакты и куда идут большие поставки товаров, то топ-5 выглядит так: Китай (за 8 месяцев туда отправлено продукции на 1,4 ­млрд долл.), Казахстан (на 9,9 ­млрд долл.), Турция (на 8,1 ­млрд долл.), Белоруссия (на 8,0 ­млрд долл.), США (на 5,6 ­млрд долл.).

Конечно, выходить на между­народные рынки – задача сложная и хлопотная. Поэтому и создали национальный проект «Международная кооперация и экспорт», который помогает отечественным компаниям это сделать. Он ставит цель – увеличить экспорт несырьевых не­энергетических товаров из нашей страны на зарубежные рынки, а также повысить в валовом внутреннем продукте страны долю экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг.

Кооперация

Кроме того, нацпроект нацелен на «формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза». Да, с нашими ближайшими соседями речь идёт именно о кооперации, потому что в наших экономиках до сих много схожего и отчасти они до сих пор увязаны друг с другом.

Ну а с поставками российской продукции ближайшим соседям, как не раз отмечали и эксперты, и сами производители, проблем практически нет. Торговые отношения с ними выстраиваются просто: начиная от расчётов в национальных валютах и заканчивая примерно одинаковыми стандартами.

Да и сама российская продукция оказалась для этих стран привлекательнее той, что производят в других индустриальных странах. Причём речь не только о металлопродукции или сладостях, но и о сложной технике. Если её по­ставляют из дальнего зарубежья, она отрабатывает несколько лет, но затем требуется ремонт. А это дорого и хлопотно. С россий­ской техникой и хлопот меньше, и к тому же она дешевле, хотя по качеству не уступает аналогам. Поэтому ей и отдаётся предпочтение.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.