Как сдержать рост цен на еду?

Правительство ищет способы, ­позволяющие остановить подорожание основных продуктов.

К контролю за ценами подключилась даже Федеральная налоговая служба России, которая получает из магазинов информацию через онлайн-кассы. Но экономисты предупреждают: замороженные цены угрожают бизнесу убытками, рано или поздно они снова взлетят. Так, может, надо контролировать не магазины, а кого-то другого и ­совсем по-другому?

Анатолий Водолазский, кандидат экономических наук (г. Новочеркасск): — Регулировать цены административными способами – всё равно что пытаться вычерпать ложкой море. Да и вода, как гласит другая пословица, всегда дырочку найдёт. Почему так происходит? И государство, и бизнес ориентируются на модель, по которой цена рассчитывается по формуле «затраты + прибыль». Чем выше затраты, тем выше будет сумма, которую предлагается заплатить покупателю. При этом прибыль заранее неизвестна, так что предприятия стремятся завысить свои издержки. Каков их реальный размер, не в состоянии оценить ни одна государственная служба. А способов завысить затраты в монополизированной и коррумпированной экономике России немало.

Поэтому контролировать следует не затраты, а результаты. И научно обоснованный критерий оценки результативно­сти бизнеса есть. Это производительность труда. При росте производительности доходы компаний растут. А если они продолжают повышать цены, значит, дело нечисто. Деятельность таких компаний нужно изучить и принять все меры, ­положенные по ­закону.

На основе производительности труда следует рассчитывать нормативно-конкурентные цены, которые станут инструментом для контрольного органа государства. Такого органа в области ценообразования в России сейчас нет. Но при этом о возврате к советскому ­­Госкомцен речь не идёт, сплошной контроль не нужен и даже вреден. Целесообразно сосредоточить его на важнейших участках, где формируются цены, влияющие на всю экономику или её отдель­ные отрасли. Например, на энергетике и железнодорожном транспорте, где действуют монополии, или на крупнейших компаниях, на чью политику ориентируются прочие игроки. И убеждать бизнес понижать цены нужно не приказами, а экономическими методами, облагая повышенным налогом ту часть прибыли, которая получена сверх нормативной цены.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

X
Подключитесь к проекту Илона Маска
и зарабатывайте от 4000$ ежемесячно!
Начать зарабатывать